5 июня в рамках «Умных каникул», организованных на базе опорной школы РАН «Химкинский лицей», состоялся Урок безопасного интернета и приуроченное к нему знакомство с персонажами и сюжетом комикса о важности цифровой грамотности «Имбовая ошибка: как я чуть не слил всё».
Комикс разработан по заказу Координационного центра доменов .RU/.РФ командой образовательного проекта «Изучи интернет – управляй им» под редакцией руководителя направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрея Сиденко. Идея сюжета принадлежит студентам РУДН, обучающимся по программе «Прикладная цифровая филология», которые в прошлом году проходили производственную практику в КЦ.
Главные герои комикса – подросток Андрей и его робот-помощник RUBI, прототипом которого стал маскот проекта «Изучи интернет». Мальчик хорошо учится, увлекается компьютерными играми в жанре «гача» и робототехникой, при этом достаточно беспечный, редко использует навыки т.н. «критического мышления». RUBI восполняет эти недостатки, а также приходит Андрею на выручку в сложных интернет-ситуациях. Персонажи сталкиваются в своей реальности с вредоносами, разными видами фишинга, троллингом и вместе справляются с трудностями.
«Наша история лишена назидательности – это яркие картинки, нестандартные персонажи и интересный сюжет. Всё это работает на повышение цифровой грамотности в лёгкой, вполне себе сказочной, игровой форме, – отметила Виктория Бунчук, руководитель социальных проектов КЦ. – В комиксе есть отсылки к реальным жизненным ситуациям, запрятаны «пасхалки», он также дополнен «Бинго для кибербезопасности» и страницей с телефонами доверия, ссылками на приложения и сервисы, куда детям и подросткам можно обратиться за советом или помощью, если они столкнутся с любой опасностью в сети, да и за ее пределами тоже».
После условной презентации комикса участников Умных каникул, будущих пятиклассников, ждала лекция консультанта по кибербезопасности компании F6 Сергея Золотухина о киберпреступниках, киберрасследованиях и киберзащитниках. Ребята оживленно участвовали в дискуссиях, делились своим опытом и со всей серьезностью рассуждали, отвечая на финальный вопрос лекции «Нужно ли обязательно пытаться вычислить злоумышленников или лучше сосредоточиться на надежных мерах защиты?».
Еще одной активностью Урока безопасного интернета стала традиционная викторина «Изучи интернет»: разбившись на три команды, ребята соревновались в знаниях об истории интернета, его инфраструктуре, цифровой культуре и сетевом этикете.
Никто не ушел без подарка: п обедителям викторины были вручены полезные сувениры от проекта «Изучи интернет», также каждому достались экземпляр комикса и по небольшой сладости – для поддержания энергии и эффективной умственной работы на других занятиях «Умных каникул».