
28 апреля в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Система профессионального развития педагогических кадров: современные подходы и инструменты». Инициатором встречи выступила Комиссия общественной палаты по развитию высшего образования и науки совместно с федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России и Агентством поддержки государственных инициатив. К участию в мероприятии были приглашены и специалисты Координационного центра доменов .RU/.РФ.
За дискуссией наблюдали онлайн порядка 6000 человек из разных регионов России.
В рамках круглого стола обсудили современные модели и траектории профессионального роста преподавателей, рассмотрели инновационные форматы повышения квалификации: цифровые курсы, проектные мастерские, межвузовские и межотраслевые программы, стажировки в научных центрах и индустриальных партнерствах, участие в международных образовательных сетях, – а также наметили возможную стратегию взаимодействия школ, университетов, государства и бизнеса в формировании среды постоянного профессионального развития педагогов. По мнению участников, важнейшая задача дополнительного профессионального образования и курсов переподготовки кадров – обеспечить системный подход к развитию потенциала педагогов, усилить мотивацию наставников на разных уровнях образования к непрерывному самообучению и внедрить работающие инструменты поощрения лучших практик.
Мероприятие открылось представлением итогов всероссийского аттестационного исследования ожиданий от профессионального дополнительного образования, проведенного при участии Агентства поддержки государственных инициатив. В опросе приняли участие 28 000 преподавателей – из всех регионов страны и всех уровней образования (от дошкольного до высшего).
«В первую очередь хочу отметить, что система дополнительного педагогического образования работает: по данным нашего исследования, 97% респондентов хотя бы раз в год проходят программы допобразования, – подвела итоги Ольга Коровина, заместитель директора Агентства. – Темы, которые интересны для профессионального развития, назывались такие: цифровая компетентность (68%), проблематика инклюзивного образования (49%) и новые стандарты образования (67%). При этом в зависимости от уровня образовательной «иерархии» потребности корректируются. Так, воспитателям интересны курсы по взаимодействию с родителями и методика работы с детьми с ОВЗ; школьным педагогам интересно изучить основы критического мышления и эмоционального интеллекта, а также попробовать себя в проектной деятельности; преподаватели в системе среднего профобразования охотно обращаются к психологии педагогики обучения; у вузовских преподавателей потребность в изучении цифровых сервисов и практике интерактивной подачи материала».
Многим из перечисленных потребностей отвечает совместный проект Координационного центра доменов .RU/.РФ и Академии инновационного образования и развития «Школа наставников «Изучи интернет». Это программа дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих с детьми и молодежью, разработанная на основе интерактивного проекта по повышению цифровой грамотности «Изучи интернет – управляй им». Обучение условно делится на две части – общеобразовательную и профессиональную.
«Будущие «цифровые наставники» прослушают лекции об устройстве и управлении интернетом, об интернационализации адресного веб-пространства, интернете вещей и искусственном интеллекте, о социализации детей в цифровой среде, цифровой гигиене и организации наставничества, наконец, об актуальном законодательстве в сфере образования. Наставников также ждут практические занятия, на которых дадут методические рекомендации, как подавать детям и подросткам тему информационной безопасности, расскажут о доступных цифровых инструментах, рекомендуемых для внедрения в образовательный процесс, о создании учебных материалов с помощью искусственного интеллекта, а также научат пользоваться чек-листом профессионального стандарта наставника», – рассказала Виктория Бунчук, руководитель социальных проектов КЦ и куратор Школы наставников «Изучи интернет».
В рамках обучения наставники смогут попробовать себя и в проектной деятельности: для итоговой аттестации «студентам» потребуется создать техническую карту и сценарный план занятия на околоцифровую тему, в котором будут использоваться материалы и тренажеры проекта «Изучи интернет – управляй им», а также уникальный инструмент для педагога «IT-урок». Наставники, успешно справившиеся с программой, получают удостоверения о повышении квалификации гособразца и доступ к профессиональному сообществу педагогов, «социализировавшихся» в цифровой реальности.
Виктория также упомянула еще о двух образовательных проектах КЦ: «Секреты кода» для детей и их наставников из детских домов, интернатов, сельских и малокомплектных школ, реализуемого в партнерстве с Академией инновационного образования и развития; и «Летняя школа по управлению интернетом» для молодых специалистов разного профессионального профиля, программа проводится совместно с СПбГУ.
По итогам круглого стола будет подготовлен аналитический меморандум, отражающий основные направления совершенствования системы профессионального развития педагогов, а также методические рекомендации для школ, вузов, дошкольных учреждений и СПО. Документ будет направлен в Министерство науки и высшего образования РФ, а также распространен среди образовательных организаций РФ.