Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Координационный центр принял участие в научно-практической конференции «Диалог online»

18 февраля во Владимире состоялась IX Межрегиональная научно-практическая конференция «Диалог-online» по проблемам интернет-безопасности детей и молодёжи. Главной темой мероприятия стали актуальные задачи кибер-  и медиабезопасности в условиях интенсивной цифровизации общества. Конференция была организована в рамках государственной программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области».

Организатором мероприятия традиционно стала Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи при поддержке Департамента культуры Владимирской области и Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. Участие в конференции, которая прошла в гибридном формате «офлайн + онлайн», приняли порядка 300 человек: педагоги, библиотекари, специалисты по интернет-безопасности. К «Диалогу online» были приглашены и специалисты Координационного центра доменов .RU/.РФ.

Конференция открылась приветственным словом Виктории Власенко, начальника информационно-компьютерного отдела Департамента образования Владимирской области, По ее мнению, образование должно претерпеть ряд изменений в связи с цифровой трансформацией и развитием цифровой среды, в которую погружены современные дети и молодежь: «Цифровые технологии помогают сделать образование доступным и одинаково полноценным для всех. Однако возникают проблемы с организацией комфортной информационной среды и наличием в сети противоправного контента. Мы должны это учитывать, учить детей и молодежь, в первую очередь, работе с информацией», – отметила Виктория Власенко.

«Диалог» продолжился докладом Виктора Волчека, инженера-исследователя Института проблем информатики РАН, в котором он отметил тенденцию смены парадигмы образования: с «образования на всю жизнь» на «образование в течение всей жизни». Последняя парадигма вполне успешно поддерживается дистанционными формами обучения, которые «делают знания хорошего качества открытыми для всех». Однако есть и отрицательные моменты «дистанта»: «Во-первых, в семьях не хватает техники и мощности каналов связи. Во-вторых, нагрузка по организации процесса обучения полностью ложится на родителей, к чему они могут быть не готовы. В-третьих, у детей могут появиться признаки выгорания, проблемы как с физическим, так и психическим здоровьем», – поделился выводами Виктор Волчек и добавил, что справиться с этими проблемами помогут навыки тайм-менеджмента, которыми должны получить не только дети, но родители, организация рабочего места и расписания. Нельзя забывать и о безопасности: в домашней сети должны быть настроены фильтры, а для детей созданы отдельные защищенные учетные записи для входа в интернет.

Об одной из проблем, катализатором которой может стать дистанционное образование, предполагающее постоянное использование цифровых технологий, рассказала Ирина Алборова, заведующая детским диспансерным отделением Областной психиатрической больницы №1 города Владимира. Это компьютерная зависимость. Среди самых часто встречающихся видов этой «болезни»: интернет-серфинг или блуждание по сети с целью поиска информации, не несущей глубокого смысла, зависимость от виртуального общения и от видеоигр. Психологическими проявлениями компьютерной зависимости могут быть депрессивные расстройства, повышенная тревожность, утрата интереса к учебе и общению, физическими – нарушение зрения, синдром «сухого глаза», тоннельный синдром в запястье, нарушение сна. «Один из способов профилактики компьютерной зависимости – это совместное времяпрепровождение с эмоциональной привязкой, в том числе и с использованием гаджетов, – посоветовала Ирина Алборова. – Хороший пример такого совместного досуга, когда внук учит свою бабушку пользоваться компьютером, сайтами. Это одновременно и общение, и способ отвлечься от бесцельного блуждания по сети».
Виктория Бунчук, пресс-секретарь и руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ, рассказала о проектах по интернет-безопасности, которые будут полезны не только детям и молодежи, но также родителям и педагогам. Прежде всего Виктория упомянула о домене .ДЕТИ, в создании которого принимал участие Координационный центр; поскольку в этой доменной зоне настроена система мониторинга зловредной активности, сайты с адресом в .ДЕТИ всегда остаются безопасными и комфортными для начинающих пользователей интернета. Среди проектов, которые обучают безопасному серфингу в сети в зоне .ДЕТИ, выделяются два – персональныеданные.дети, разработанный Роскомнадзором, и касперский.дети от известного всем разработчика антивирусных решений.

«Другой большой проект в области цифровой грамотности, который реализуется Координационным центром при поддержке «Ростелекома», называется «Изучи интернет – управляй им». Он включает интерактивный портал с образовательными играми, викторину с тремя сотнями увлекательных вопросов об интернете и цифровых технологиях, приложение с тестами, словарь интернета; на платформе проекта регулярно проводятся онлайн-турниры и чемпионаты по киберграмотности, – отметила Виктория Бунчук. – Тема безопасного поведения в сети – одна из главных в нашем проекте. Например, на портале есть три игровых модуля, посвященных защите от фишинга, конфиденциальности в интернете и общим правилам безопасности. Почти в каждом туре викторины есть вопросы, связанные с кибербезопасностью. А однажды этой теме мы посвятили целый чемпионат!»

Среди других проектов, о которых рассказала Виктория – Диктанты по цифровой грамотности и Кибердиктанты по финансовой IT-грамотности, которые ежегодно проводятся при поддержке Координационного центра, сайт «Доменного патруля», на котором пользователь может найти информацию об интернет-угрозах, инструкции, как вести себя при столкновении с одной из них, а также телефоны Горячих линий компетентных организаций.

Еще один доклад конференции был посвящен особенностям поколения «Альфа», то есть детям, рожденным после 2010 года и практически с рождения имеющим доступ к цифровым технологиям. Психолог-исследователь Фонда Развития Интернет Оксана Теславская, отметила, что для этого поколения характерно обитание в смешанной реальности, когда разница между реальным и виртуальным миром стирается. Они также имеют особенности когнитивных процессов, среди которых многозадачность, сообразительность и гибкость мышления при специфической работе памяти – важно не знать, а понимать, где искать; при этом они обладают более высокими требованиями к онлайн-приватности, нежели их родители. «Чтобы интерес к  интернету не перерос в зависимость, родителям «альфа-детей» следует занимать активную позицию в их обучении использованию цифровых технологий, интересоваться их активностью в сети, а кроме этого, искать совместные формы досуга и контролировать себя при использовании цифровых технологий – требования, предъявляемые ребенку, должны распространяться и на самих родителей», – рассказала Оксана Теславская. 

По итогам IX Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог online» была принята резолюция, в которой в частности, отмечается, что для решения актуальных вопросов информационной безопасности в условиях цифровизации общества, повышения общего уровня цифровой грамотности и цифровой культуры библиотекарям, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми, рекомендуется «Развивать сотрудничество с Координационным центром доменов RU/.РФ <…> по вопросам внедрения во Владимирской области новых форм просветительской работы по продвижению безопасного интернета».

Запись пленарного заседания конференции и секции «Вопросы безопасности детей и молодежи в глобальной информационной среде» доступны на официальном youtube-канале Владимирской областной библиотеки для детей и молодёжи.

Предыдущая новость Следующая новость