Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Вместе за семейный интернет

4 февраля в рамках Недели безопасного Рунета, которая в 2021 году проходит с 3 по 10 февраля, состоялась Всероссийская видеоконференция «Вместе за семейный интернет: роль и возможности библиотек». Организатор – Российская государственная детская библиотека (РГДБ). К участию в мероприятии были приглашены и специалисты Координационного центра доменов .RU/.РФ.

В конференции приняли участие более 2,5 тысяч специалистов из учреждений культуры и образования, представлявшие 79 российских регионов. За первые сутки запись прямого эфира просмотрели более 3,5 тысяч раз.

Открывая пленарное заседание видеоконференции, заместитель директора РГДБ по науке и издательской деятельности Ольга Мезенцева подчеркнула, что даже в тяжелый 2020 год именно библиотеки оказались главными создателями позитивного контента, организовав для детей и подростков множество мероприятий, приобщающих их к чтению и повышающих медиаграмотность.

Советник директора РГДБ Наталья Аракчеева рассказала о росте интереса детско-подростковой аудитории к рекомендательному ресурсу «Вебландия. Лучшие сайты для детей», особо подчеркнув всероссийский статус ресурса, поскольку наполнением, отбором и модерацией сайтов занимаются эксперты из региональных библиотек по разработанным специалистами РГДБ критериям. А также напомнила, что до 14 марта принимаются работы на семейный конкурс видеороликов «Путешествие по Вебландии». Координационный центр .RU/.РФ стал партнером конкурса, а руководитель социальных проектов Координационного центра Виктория Бунчук выступит в роли эксперта и примет участие в оценке конкурсных видео.

Пленарное заседание продолжилось выступлениями экспертов в сфере интернет-безопасности и медийно-информационной грамотности и представлением результатов актуальных исследований. Так, Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС, рассказал о требованиях к современной школе – внедрять обучение инновационной деятельности, а не действиям по алгоритмам. Елена Рассказова, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, отметила, что подростки 12-17 лет проводят онлайн значительную часть своей жизни, существуя в т.н. «совмещенной» реальности, легко переключаясь с онлайн-активности на офлайн.

Татьяна Новикова, руководитель проектов Координационного центра, рассказала о миссии и ключевых проектах домена .ДЕТИ. КЦ был инициатором создания этого интернет-пространства для детских и подростковых ресурсов, а также стал учредителем Фонда «Разумный интернет», на которого возложена функция администратора домена .ДЕТИ.  Татьяна рассказала, что все сайты с адресом в домене .ДЕТИ подключены к системе мониторинга, которая позволяет находить и оперативно устранять уязвимости, а также негативный контент, появившийся на страницах сайтов. Таким образом, ресурсы в домене .ДЕТИ всегда остаются безопасными и комфортными для использования. Татьяна также представила десятку лучших сайтов в домене .ДЕТИ. Среди них, например, ресурсы РГДБ: Библиотека.дети – электронное представительство главной детской библиотеки страны, Библиогид.дети – рекомендательный ресурс для выбора детских книг, Веб-ландия.дети – каталог лучших образовательных, просветительских и развлекательных ресурсов для пользователей с самого раннего возраста. 

Продолжением программы видеоконференции стала дискуссия «Переходим в онлайн: обеспечение безопасности на мероприятиях с детьми», в рамках которой эксперты в сфере интернет-безопасности и создания позитивного, развивающего контента для подрастающего поколения обсудили с представителями библиотечного сообщества актуальные вопросы, возникающие при переносе традиционных мероприятий для детско-подростковой аудитории в онлайн-формат, в том числе связанные с интернет-безопасностью.

Ведущей дискуссии выступила Виктория Бунчук; она также представила два проекта Координационного центра: «Доменный патруль», объединяющий организации из отрасли ИБ, на сайте проекта доступны инструкции на случай столкновения с интернет-угрозами, а также телефоны Горячих линий по приему сообщений о противоправных действиях в сети; второй проект – «Изучи интернет – управляй им», это интерактивный портал для школьников и студентов, на котором с помощью игр можно узнать устройство цифровых технологий, стать опытным интернет-пользователем и научиться безопасному серфингу в сети.

Ведущий веб-контент–аналитик «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко, открывший дискуссию, представил выводы из исследования «Дети в цифровом мире». По данным на 2020 год, в начальной школе почти у 86% детей есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам обладателями этих гаджетов становятся 99% (в прошлом году этот показатель составлял 97%); в итоге доля тех, кто не может обойтись без гаджетов, по ответам самих детей, составляет 82%. Чаще всего дети выходят в сеть, чтобы смотреть видео, играть, общаться с друзьями, для учебы гаджеты используются ими гораздо реже (5 место рейтинга). Риски, с которыми они сталкиваются чаще всего, связаны с использованием социальных сетей: знакомство с новыми людьми (признались 46% опрошенных), встреча с ними в реальности (37%), минимум приватности (дети размещают на своих страницах номер школы, в которой учатся, номер мобильного телефона, фото с обстановкой квартиры, указывают геолокацию).

Чтобы сделать пребывание детей в сети более безопасным, необходимо использовать не только технические средства (антивирус, программы «родительского контроля»), но и элементы просвещения, в том числе силами родителей, которые могут научить своих детей безопасному поиску и критическому отношению к информации в сети, защите своих персональных данных. Такой подход посоветовали Андрей Сиденко и Урван Парфентьев, координатор Центра Безопасного Интернета в России.

В дискуссии также приняли участие представители самарской, петербургской и нижегородской библиотек – участников Всероссийского конкурса библиотечных проектов и программ по приобщению детей к чтению «Чтение детей в цифровой среде».

Они рассказали, насколько удачным был их опыт перехода в онлайн, какие инструменты использовались ими для организации мероприятий в виртуальном пространстве, а также какие меры принимались для защиты детей и подростков – участников этих мероприятий.

Запись видеоконференции «Вместе за семейный Интернет» доступна на официальном YouTube-канале РГДБ.

Предыдущая новость Следующая новость