Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Отрасль должна сделать все возможное, чтобы на детей влияли именно позитивные стороны технологий

27 октября состоялся виртуальный Форум Международного союза электросвязи (МСЭ) по защите ребенка в онлайновой среде, организованный специально для региона СНГ при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Одесской национальной академии связи им. А.С. Попова.

Основной целью форума стала презентация новых Руководящих указаний МСЭ по защите ребенка в онлайновой среде (COP 2020 Guidelines) для директивных органов, отрасли, родителей, педагогов и детей. Впервые Руководящие указания были опубликованы 10 лет назад, к 2020 году они были пересмотрены и переработаны группой экспертов, представляющих широкий круг заинтересованных сторон.

По словам Карлы Личчарделло, глобального координатора по СОР МСЭ, Руководящие указания 2020 года должны служить концептуальной основой, которую можно адаптировать к национальным и местным обычаям и законам и использовать в соответствии с ними. «Применительно к детям и семьям Руководящие указания напрямую содействуют развитию их цифровых навыков и грамотности, а также формированию здоровой, расширяющей права и возможности юных интернет-пользователей среды дома и в школе; применительно к отрасли – направлены на поддержку разработки внутренней политики предприятий в области COP; применительно к директивным органам – поддерживают разработку, принятие и реализацию национальной стратегии в области COP», – прокомментировала Карла Личчарделло.

Обсуждение перспектив использования Руководящих указаний переросло в онлайн-диалог множества заинтересованных сторон о подходах и политике в области защиты ребенка в интернете на уровне регионов и стран.

В частности Айсель Хадиева, старший советник сектора международного сотрудничества и координации Службы электронной безопасности Министерства транспорта, связи и высоких технологий Азербайджанской Республики, рассказала о том, что в этом году в стране вступил в силу закон о защите детей от вредной информации и запущена служба защиты интернет-пользователей от опасностей в сети. «Кроме того, в школах Азербайджана применяются фильтры интернет-контента, проводятся просветительские семинары в области интернет-безопасности, а также работает горячая линия для детей, столкнувшихся с угрозами в онлайн-среде».

Опытом Республики Беларусь поделился Николай Булаш, руководитель коммерческого департамента МТС: «Совместно с партнерами, в частности, с Министерством образования республики и ЮНИСЕФ, мы обучили интернет-грамотности 23,5 тысячи детей». Компания проводит уроки «Дети в интернете», на которых обучает безопасному использованию технологий и этичному общению в сети; организует в областных центрах интерактивные выставки «Вселенная интернет», где дети учатся настраивать антивирус  и защищать свои аккаунты в соцсетях; обучает детей программированию и робототехнике в IT-лагерях, а также занимается профилактикой кибербуллинга с помощью лекций, конкурсов и экспертизы.

Российский опыт был представлен тремя организациями – Роскомнадзором, Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Координационным центром доменов .RU/.РФ.

Сергей Плуготаренко (РАЭК) представил основные направления систематической работы по повышению безопасности детей и подростков в интернете: ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», хартия детской контентной безопасности, «горячие линии» для сообщений о противоправном контенте, кириллическая доменная зона .ДЕТИ и большая информационно-просветительская работа. «Сегодня каждый третий интернет-пользователь принадлежит к детской и подростковой аудитории. Средний возраст начала использования интернета снизился до 6 лет, – поделился статистикой Сергей Плуготаренко. – Навыки использования цифровых технологий у детей, действительно, сильные, но нет критического опыта. Именно поэтому эта категория пользователей настолько привлекательна для киберпреступников. И мы должны это учитывать, реализуя проекты по детской онлайн-безопасности».

Юрий Киселев (Роскомнадзор) рассказал о федеральной системе ограничения доступа к противоправному контенту в сети и досудебной блокировке доменных имен, URL и сетевых адресов ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории РФ. «На сайте единого реестра таких ресурсов доступна форма обращений для граждан, с помощью которой мы принимаем сообщения о наличии на страницах веб-сайтов противоправной информации, – отметил Юрий Киселев. – Мы считаем важным привлекать гражданское общество к процессу выявления вредоносных ресурсов и информированию об этом уполномоченных органов».

Мнение о том, должна ли быть вовлечена в процесс повышения безопасности ребенка в онлайн-среде IT-отрасль, высказал Андрей Воробьев, директор Координационного центра .RU/.РФ: «Безусловно, должна. Мы воспринимаем детей как будущих пользователей интернет-сервисов, и нам важно, чтобы они были грамотными потребителями. Кроме того, дети – это будущее общества, а общество играет ключевую роль в формировании правил, по которым работает интернет-рынок. Плюс сформировался тренд на вовлечение старшеклассников и студентов в вопросы управления интернетом, их профессиональное ориентирование в целях формирования кадрового резерва для ИТ-компаний, поэтому важно, чтобы подростки разбирались на отлично в том, чем им предстоит заниматься в будущем на профессиональном уровне». 

При этом воспитывать информационную грамотность нужно не только у детей (в первую очередь, учить их критически оценивать полученную в сети информацию), но и у родителей, а также повышать квалификацию учителей. На это направлены разовые акции представителей отрасли, которые, безусловно, приносят большую пользу. «Однако по-настоящему эффективным может стать регулирование этого процесса на уровне законодательства об образовании. Я имею в виду необходимость введения в школах уроков или отдельного предмета, связанных с повышением уровня компьютерных компетенций и знаний в области ИТ-безопасности», – сказал Андрей Воробьев.

В качестве международного сотрудничества в области информационной защиты детей, Координационный центр предложил МСЭ выпустить в продолжение Руководящих указаний практические материалы, сформировать некую глобальную «базу знаний» для родительского сообщества и педагогов на уровне стран СНГ и восточноевропейского региона, которые помогут прививать детям культуру поведения в онлайн-пространстве. «МСЭ должен сделать все необходимое, чтобы именно позитивные стороны технологий воздействовали на детей, а влияние негативных было минимизировано», – отметил Андрей Воробьев.

На Форуме также были представлены просветительские проекты Координационного центра: методическое пособие по психологии управления персональными данными, подготовленное совместно с РКН; приложение к журналу «Внешкольник» для педагогов дополнительного образования с информацией о проектах КЦ для детей и подростков, в частности, об интерактивном проекте «Изучи интернет – управляй им»; конкурс для начинающих журналистов, которые разбираются в технологиях и хотят писать об этом профессионально, «DOT-журналистика»; конкурс для будущих юристов в области интернет-права IP&IT LAW.

Предыдущая новость Следующая новость