Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Дистанционное образование – ответ на вызов современности?

2-3 июля в Троицке состоялась XXXI конференция «Современные информационные технологии в образовании» (ИТО-2020). Это ежегодная практическая площадка, на которой школьные учителя, преподаватели вузов и колледжей, работники дошкольного и дополнительного образования обмениваются методиками и собственными наработками в области применения и преподавания цифровых технологий, а также повышают компетентность в IT-мастерских.

В этом году конференция впервые прошла онлайн, что позволило качественно улучшить представительский состав докладчиков, а также увеличить количество участников. К виртуальным сессиям присоединились 870 специалистов из 48 регионов России, также были представлены Белоруссия и Казахстан.

Соорганизаторами конференции выступили Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Фонд новых технологий в образовании «Байтик», Московский центр развития кадрового потенциала образования, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Факультет компьютерных наук ВШЭ и Координационный центр доменов .RU/.РФ.

Конференция открылась пленарным заседанием. С приветственным словом к участникам обратился глава г.о. Троицк в г. Москве Владимир Дудочкин, а ведущие – исполнительный директор фонда «Байтик» Мария Григоренко и директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев – рассказали, какие мероприятия ждут участников. Среди них мастер-классы лидеров российской IT-индустрии, профильные площадки для преподавателей информатики, программирования, робототехники, 3D-моделирования, секции для учителей гуманитарного и естественно-научного циклов, применяющих IT в образовательном процессе, круглый стол для руководителей детских технопарков.

«В рамках ИТО-2020 состоится и Всероссийская детская конференция «Умный мир руками детей», где школьники и студенты представят 50 инженерно-технических и IT-проектов. Участники также могут посетить виртуальную выставку программных, технических средств, учебных пособий и других продуктов для образования. В частности, на выставке организован стенд Координационного центра, где представлены наши социально-образовательные проекты и методические пособия для педагогов по теме защиты персональных данных и управления интернетом. И пользуясь случаем, приглашаю преподавателей информатики и молодых специалистов в области IT принять участие в Летней школе КЦ по управлению интернетом. Она впервые пройдет в России, регистрация началась 1 июля, а занятия стартуют уже в августе», – добавил Андрей Воробьев.

С первым пленарным докладом «Легенды и мифы онлайнового обучения» выступил директор по маркетингу сервисов «Яндекс» Андрей Себрант. Он привел данные исследований, которые показали, что 60% российских школ не занимались дистанционным обучением до установления карантинных мер во время пандемии коронавируса, и всего 20% учителей и 4-6% школьников имели опыт взаимодействия с какими-либо ресурсами и технологиями удаленного обучения. Отчасти поэтому перевод школьного и вузовского образования в онлайн прошел непросто, и в целом в России этот процесс не завершен, существует ряд сложностей: «Консервативное восприятие обществом института школы, 49% педагогов не понимают, как эффективно организовать урок в онлайне, а 18% учителей открыто признают недостаточный уровень цифровой грамотности», – поделился данными Андрей Себрант. Он также добавил, что ситуацию необходимо переломить, т.к. использование информационных технологий в образовании – это усиление возможностей и мотивации как педагога, так и ученика. По его мнению, этому могут способствовать меры цифровой адаптации и поддержки учителей.

О том, что классической системе преподавания не удалось адаптироваться в виртуальной реальности, говорила и Людмила Босова, завкафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, заслуженный учитель РФ. Она сформулировала четыре блока проблем, обнаружившихся в процессе массового обучения школьников в дистанционном режиме. Это материально-технические условия (в частности, нехватка компьютерной техники и качественного интернет-подключения), недостаток образовательного контента, отсутствие методических рекомендаций по ведению урока онлайн, низкая цифровая грамотность не только педагогов, но и учеников. По мнению Людмилы Босовой, для решения этих проблем требуется систематическая работа по формированию цифровых навыков, а также аудит и приведение в соответствие с нормами образовательных программ, разработанных специально для дистанционного обучения.

Еще об одной проблеме, связанной с массовым переходом школьников в онлайн, рассказала начальник управления развития цифровых, интерактивных и дистанционных технологий образования Московского центра развития кадрового потенциала Юлия Федорова. «Больше 90% школьников рассказывают о своих увлечениях онлайн. И за месяцы самоизоляции их информационная открытость значительно повысилась: они стали выкладывать в сеть на 40% больше личной информации, фотографий, – поделилась данными Юлия Федорова. – В 4 раза увеличилось и количество случаев кибербуллинга. Школьники также чаще стали заходить за нужной им информацией в т.н. «даркнет». По ее мнению, и педагогу, и родителю необходимо осознать важность обеспечения интернет-безопасности, использовать все доступные для этого алгоритмы или обращаться за профессиональной помощью к специалистам в этой области.

Об онлайн-образовании как возможности для старта и успешном выходе на рынок труда говорила Ольга Дымарская, руководитель управления развития общегородской системы профнавигации Агентства инноваций Москвы. По ее мнению, сложившаяся в связи с пандемией коронавируса ситуация ухудшила и без того незавидное положение молодежи на рынке труда: предложения для начинающих специалистов упали на 70%. Теперь молодежь вынуждена конкурировать за вакансии с более опытными специалистами, потерявшими работу. В этой ситуации без поддерживающих мер не обойтись. Она рассказала о проектах, реализуемых для разных категорий обучающихся, которые хотят видеть свои перспективы на рынке труда: «Школьники и студенты колледжей получают возможность пройти не только реальные, но и виртуальные стажировки в ведущих компаниях Москвы. Например, благодаря программе Future Tech студенты вузов решают реальные бизнес-кейсы, пополняют свои портфолио. А проект Skillfolio помогает развивать т.н. «гибкие навыки» – эмоциональный интеллект, коммуникации, креативное и цифровое мышление».

В финале пленарного заседания свои образовательные проекты представили специалисты Сбербанка и сети детских технопарков «Кванториум». Так, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» благотворительного фонда Сбербанка Дария Сатикова рассказала об Академии искусственного интеллекта для школьников, а куратор сети детских технопарков «Кванториум», центров «IT-куб» Ирина Кузнецова – о системе постоянного роста педагогов и методистов Lifelong learning.

Далее работа конференции продолжилась мастер-классами и тематическими секциями. В одной из таких – «Информатика и программирование» – выступила руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ Виктория Бунчук. Ее доклад был посвящен образовательному проекту КЦ «Изучи интернет – управляй им», который помогает погрузиться в мир информационных технологий с помощью игр и других интерактивных инструментов. Например, узнавать интересные факты об интернете, изучать содержание технологий и правила безопасного поведения в сети можно с помощью викторины, мобильных приложений и онлайн-турниров. Проект будет интересен и, главное, полезен не только школьникам, но также и педагогам, которые могут использовать все его возможности в образовательном процессе.

Материалы конференции, а также сборник докладов доступны на официальном сайте - ito2020.bytic.ru.

Предыдущая новость Следующая новость