Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Институт Развития Интернета возьмется за воспитание кадров для IT-рынка

Институт развития интернета (ИРИ) проведет всероссийское исследование образовательных программ по ИТ-специальностям в российских вузах.

В рамках проекта «Краудсорсинговая платформа взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» объединили всех экспертов отрасли для обсуждения и сбора инициатив и мнений.

В рамках исследования необходимо выяснить, сколько мест по ИТ-специальностям существует в ВУЗах, по каким направлениям учебные заведения готовят специалистов. Также планируется составить карту специализированных кафедр ИТ-компаний, действующих в российских ВУЗах.

Эксперты ИРИ считают, что такое исследование необходимо провести в кооперации с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и крупнейшими российскими ИТ-компаниями – «Яндексом», Mail.ru Group, Rambler и другими.

«Мы все понимаем роль информационных технологий в современной экономике. Уже существуют успешные примеры интеграции бизнеса и ВУЗов на почве эффективного обучения, однако до сих пор такие шаги - увы, скорее исключение, чем правило. Нам нужна целевая программа подготовки кадров, над которой мы могли бы работать сообща, создавая синергию», - отметил председатель комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи, член Совета ИРИ Леонид Левин.

Также с помощью «Краудсорсинговой платформы взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» был проведен опрос экспертов о качестве ИТ-образования. Большинство экспертов заявило, что чувствуют на примере своих компаний дефицит квалифицированных кадров в отрасли. При этом разрыв между знаниями выпускников и реальными требованиями бизнеса респонденты охарактеризовали как «катастрофический». По мнению участников опроса, выпускники не соответствуют задачам бизнеса, им требуется дополнительное обучение на практических бизнес-задачах.

В России всегда считалось, что организовать дистанционное обучение слишком сложно и дорого, а эффект слабый. Зато тему такого вида образования быстро подхватили не очень добросовестные частные университеты, которые начали буквально торговать дипломами, делая вид, что чему-то учат через интернет. Репутация онлайн-образования в России от этого сильно пострадала.

Однако, не смотря на это у России есть огромный потенциал развития онлайн-образования. Подобные курсы ,сделанные несколькими энтузиастами, показали, что потенциально такое может быть доступно. Учитывая тот факт, что в России весьма быстрый, хороший и дешевый интернет, по сравнению с тем же США.

Очень много было проделано работы для появления механизмов честной сдачи обязательных экзаменов. С тем же самым ненавистным всеми ЕГЭ, но все же была проделана огромная работа: создан институт общественного наблюдения, налажена видеофиксация в масштабах страны. Это значит, что и для высшего образования мы эти механизмы будем строить не на пустом месте.

Стоит сказать, что существует также проблема качества дистанционного образования. Поэтому с использованием «Краудсорсинговой платформы взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» консолидировали всех экспертов IT-отрасли для определения критериев для оценки качества дистанционного образования, чтобы создать рейтинг образовательных ресурсов и программ.

Развитие дистанционного образования в стране дает равные возможности в получение качественного образования в любом регионе. Тем самым доступ к качественным знаниям будут иметь любой желающий в любом уголке страны, где нет престижных вузов. А это значит, что территории, страдающие от оттока населения, смогут оставлять лучшие кадры у себя, не лишая их карьерных перспектив. Талантливые дети, чьи семьи не могут себе позволить отправить ребенка в крупный город, смогут получить качественные знания и им всего лишь достаточно будет иметь скоростной доступ в интернет. Вместо оттока молодежи в крупные региональные центры интеллектуальные кластеры смогут появляться прямо на местах. Дистанционное образование сможет до неузнаваемости изменить культурный и экономический ландшафт нашей большой и сложной страны.


Помимо всего прочего на форуме экспертный совет обсудил вопрос качества оценки образовательных онлайн-ресурсов. Были отмечены существующие проблемы, которые связаны с объективностью оценки содержания отдельного курса вне образовательной программы: невозможность однозначно оценить полезность контента и формируемые им компетенции, отсутствие контроля за своевременным обновлением содержания курса, сложность обеспечения коммуникации с другими участниками образовательного процесса (создания образовательной среды).

В ходе рассмотрения вопроса были заслушаны результаты опроса проведенного на «Краудсорсинговой платформы взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» по показателям, используемым для оценки качества образовательных онлайн-ресурсов. Участники обсуждения отметили, что выработка методики сертификации и присвоения рейтинга в отношении образовательных онлайн-ресурсов должна опираться на лучшие мировые практики, носить добровольный характер для оцениваемого ресурса. Оценка должна проводиться на основе понятных показателей, имеющих обоснованные и принятые образовательным сообществом шкалы измерения.

Кроме того, характер этой оценки не должен быть запретительным, он должен носить характер знака признания со стороны профессионального сообщества качества образовательного онлайн-ресурса.

Целью оценки является обеспечение качества предоставляемых посредством Интернет и других цифровых коммуникаций образовательных услуг, создание рекомендательных ориентиров в образовательном онлайн-пространстве.

Среди основных групп показателей были выделены: характеристики качества контента, характеристики качества программного продукта, характеристики доступности образовательного сервиса, оценки уровня автора курса.
Были предложены система показателей, сформированная в результате предварительных обсуждений экспертной группы, и предложения по формату ее использования при оценке качества онлайн-курсов в контексте цифровой трансформации образования.

Состав критериев сформирован из пяти групп: качество сервиса, характеристики авторов курса, качество программного продукта, качество контента, доступность сервиса.

По обсуждению концепции методики было принято решение проработать поступившие предложения и на основании дополнительного обсуждения на «Краудсорсинговой платформе взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» сформировать детальный проект сертификации.

 

Мнение:

Александр Тормасов
Ректор университета «Иннополис»

«Некоторое время назад количество выпускников школ было до 2 миллионов в год, а сейчас — 650 тысяч. И вопрос в том, куда эти люди пойдут учиться. До сих пор наблюдается переизбыток экономистов и юристов. У нас сегодня 90 процентов населения получают высшее образование, потому что количество бюджетных мест не сокращалось. Раньше был конкурс в вузы, поэтому отбирались достойные и лучшие, а сейчас места есть для всех. И поэтому нельзя добиться того, чтобы интеллектуальный уровень у всех студентов был соответствующим».

Борис Глазков 
Директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком»

«Глобализация и цифровизация приводят к тому, что стираются границы суверенитета, а человеческий капитал становится драйвером экономического роста – не деньги или нефть, а люди».

Сергей Гребенников
Директор РОЦИТ

«Доля ИТ-специальностей в общем количестве программ подготовки специалистов в России составляет лишь 14%. Учебные программы характеризуются инерционностью, преобладают традиционные формы обучения. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо активнее привлекать крупные ИТ-компании к образовательному процессу, создавать механизмы социального заказа на специалистов, совершенствовать формы обучения».

Предыдущая новость Следующая новость