Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Россия приняла участие в международном исследовании «Дети Онлайн»

В 2010 году Россия впервые присоединилась к международному исследованию «Дети ЕС Онлайн» (EU Kids Online) и проводит собственное исследование «Дети России Онлайн». Это исследование проводится факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральным институтом развития образования МОН РФ и Фондом Развития Интернет на основе методологии исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online. Сбор данных осуществлялся в 7 Федеральных округах России. Всего было опрошено 1025 пар «родитель-ребенок». Сбор и обработка данных осуществлялись при финансовой поддержке Технического Центра Интернет.

О промежуточных результатах российского исследования на круглом столе «Дети в Интернете: Россия, Европа, мир», который состоялся 15 декабря в РИА «Новости», рассказала его руководитель Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Как показал обзор первых результатов, российские дети  начинают пользоваться интернетом позже, чем европейские. В среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, в то время как в Европе средний возраст – 9 лет. Но при этом школьники в России пользуются интернетом более активно и, к сожалению, более рискованно.

Одним из  факторов риска является то, что большинство российских детей выходят в сеть самостоятельно – около 80% детей в среднем по России пользуются интернетом в своих комнатах с отдельных компьютеров  и через мобильные телефоны – то есть в ситуациях, когда родители их практически не контролируют. В то время как европейские дети чаще пользуются интернетом с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи или из школы. Другой настораживающий фактор -  возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день,  каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне  более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. Часть этих детей в прямом смысле «живет в интернете» - они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.

Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, и у каждого шестого из них – более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети. Среди европейских детей 29% имеют от 100 до 300 и более 300 друзей в социальных сетях. Российские дети очень общительны – они знакомятся в интернете и общаются с интернет-знакомыми почти так же часто, как и со знакомыми из реальной жизни. Половина детей знакомится в интернете с новыми людьми и, что еще более рискованно, 40% детей впоследствии начинают лично встречаться с  интернет-знакомыми.

Более подробно с некоторыми данные исследования можно ознакомиться в буклете (см. часть 1 и часть 2).

Очень важно, что такое исследование, обозначающее проблемы социализации и безопасности подрастающего цифрового поколения в развивающемся информационном обществе России и имеющее огромное государственное значение, проводят научные организации в содружестве с компаниями, специализирующимися в сфере информационно-коммуникационных технологий. Так, спонсором круглого стола стала компания Комстар-ОТС, а средства на проведение самого исследования выделил Технический Центр Интернет. Это означает, что представители бизнеса продолжают прилагать свои усилия для построения безопасной цифровой среды, где дети и подростки могут чувствовать себя защищенными.

Об исследовании EU Kids Online:
Исследование EU Kids Online проводится в европейских странах уже во второй раз. Первое проводилось в 2006-2009 годах, в нем участвовала 21 европейская страна. Это исследование дало родителям, педагогам и общественности огромное количество интереснейшей информации о том, как ведут себя в интернете дети 9-16 лет, с какими рисками они сталкиваются и что нужно сделать, чтобы юные пользователи сети чувствовали себя в интернете защищенными. Это исследование имело огромное практическое значение: на его основе в течение последних лет в европейских странах проводилась работа по правилам безопасного поведения в сети для детей, которая дала уже свои плоды. Как показали промежуточные результаты второго исследования EU Kids Online, которое проходит в 2009-2011 годах,  заметно уменьшилось, например, количество детей, которые лично встречаются с интернет-знакомыми (8%).

Во втором исследовании принимают участие уже 25 стран, в том числе страны Восточной Европы. Как показали результаты исследования, уровень онлайн-рисков в славянских странах выше среднего по Европе. Особо подчеркивается, что последствия детского онлайн-опыта могут быть и положительными, и отрицательными, и юные пользователи нуждаются в том, чтобы за ними «приглядывали», уделяли их онлайн-жизни такое же внимание, как и «реальным» связям и контактам.
С более подробными данными по Европе можно ознакомиться в журнале «Дети в информационном обществе», №6, а также на сайте Лондонской школы экономики.

Предыдущая новость Следующая новость