Размер шрифта:
Межбуквенный интервал:
Изображения:
Отключить версию для слабовидящих close
Версия для людей с ограничением по зрению
Новости

Итоги третьего Форума ООН по вопросам управления Интернетом

С 3 по 6 декабря 2008 г. в г. Хайдерабаде, Индия, состоялся третий Форум ООН по вопросам управления Интернетом. Более 1200 зарегистрированных участников из 94 стран приняли участие в Форуме.

В этом году Форум был сфокусирован на пяти основных темах:
— Следующий миллиард Интернет-пользователей (вопросы обеспечения доступа к Интернету и расширение многоязычия)
— Кибербезопасность и развитие доверия (борьба с киберпреступностью, обеспечение защиты права на неприкосновенность частной жизни и персональных данных, открытость Интернета)
— Управление критически важной Интернет-инфраструктурой (переход от IPv4 к IPv6, управление системой DNS, управление корневыми серверами, стандарты сети)
— Оценки достигнутого и взгляд в будущее
— Острые вопросы — Интернет завтрашнего дня

В течение первого дня работы Форума участники обсуждали вопросы увеличения числа пользователей Интернета до следующего миллиарда путем развития многоязычного Интернета и расширения возможностей доступа к нему. Участники дискуссии отметили, что исключительно важным является поощрение создания пользователями разных стран контента на национальных языках и обеспечение широкого доступа к такой информации. Кроме того, участники отметили, что не менее важным является обеспечение пользователей такими локализованными продуктами, как программное обеспечение, например, браузерами, клавиатурами, поисковыми системами и т. д. Также важным для расширения многоязычия в Интернете является введение доменных имен с использованием символов национальных алфавитов (IDN).

В рамках первого дня также состоялась секция по вопросам доступности и открытости системы DNS, а также введению альтернативных система идентификации и адресации. Например, DOI — Digital Object Identifier — система идентификации контента в Интернете. Тема развития системы DNS становится более актуальной и интенсивно обсуждаемой. Речь идёт не только о проекте DNSSEC и возникающих в процессе его реализации сложностях правового и технического характера, но и возможности развёртывания «альтернативных» систем адресации и нумерации, позволяющих более удобное использование сетевых ресурсов.

Главной темой второго дня Форума стало обсуждение обеспечения кибербезопасности и борьба с киберпреступностью. Участники общей дискуссии обсуждали способы борьбы с известными угрозами кибербезопасности (такими как спам, бот-неты, вирусы, DDos-атаки, кража идентичности (identity theft) и другие виды мошенничества), а также вопросы незаконного контента. Много внимания участники уделили борьбе с детской порнографией. Можно сказать, что хотя бы по этому вопросу имеется широкий консенсус, причём характеризующийся большим числом норм национальных законодательств, которые могут быть инкорпорированы и в правовые системы других стран, что в конечном счете способствует их гармонизации.

В течение общей дискуссии было акцентировано внимание на том, что основной правовой проблемой в обеспечении кибербезопасности является проблема юрисдикции и географических границ, а также медленная адаптация законодательных средств к быстро меняющейся технологической ситуации. При этом все участники дискуссии признали существование феномена, при котором правоохранительные органы всегда технически отстают от преступников. Поэтому очень важно эффективно налаженное международное сотрудничество в обеспечении кибербезопасности, кибердоверия, кибермира. Многими участниками дискуссии было поддержано мнение об исключительной важности таких организаций, как CERT — Computer Emergency Readiness Team (в России действует RU-CERT). В условиях глобальных информационных потоков очень важно иметь сеть различных взаимосвязанных между собой организаций оперативного реагирования на киберугрозы.

Участники заседания в очередной раз отметили важность Конвенции Совета Европы по киберпреступности как гармонизирующем инструменте решения вопросов юрисдикции по уголовным преступлениям. Применительно к гражданско-правовым отношениям участники советуют применять нормы международного частного права. При этом каждое государство имеет полную юрисдикцию над теми действиями в Интернете, которые нарушают законодательство этого государства.

В настоящее время во многих государствах применяется процедура Notice & Take Down (когда по запросу из полиции провайдер удаляет какой-либо контент без судебного решения) при решении вопроса об удалении какого-либо контента в Интернете. Многие эксперты называют данную процедуру новой формой цензуры, при которой полиция заменяет судебные органы, а провайдеры являются исполнителями. И поэтому призывают государства пересмотреть механизмы этой процедуры.

Вместе с вопросами собственно обеспечения безопасности, участники обсуждали соотношение мер, принимаемых для обеспечения безопасности, с правом на неприкосновенность частной жизни (privacy), правом на информацию, а также правом на свободу слова. Все эксперты выразили опасение, что в процессе обеспечения безопасности нарушается баланс защиты других важных прав человека — на неприкосновенность частной жизни и права на свободу слова и получение информации. Надо отметить разграничительный подход международных специалистов при понятии идентификация и аутентификация, когда эти понятия не смешиваются и не приравниваются. При этом, европейские эксперты упомянули, что технологический прогресс развивается очень быстро, и уже сейчас очевидна необходимость провести «инвентаризацию» уже устаревшего законодательства в сфере защиты персональных данных. Развитие таких социальных Интернет-сервисов, как YouTube, MySpace, «Одноклассники» и «ВКонтакте» говорит о необходимости изменения подходов и моделей регулирования. Зачастую использование данных из таких социальных сетей, которые сами пользователи добровольно предоставили, превращает таких пользователей в незащищенных «обнаженных» людей, т. е. происходит полное исчезновение анонимности даже в тех случаях, когда анонимность должна предоставляться и защищаться. Вопрос о защите персональных данных Интернет-пользователей сейчас является одним из наиболее острых для европейских экспертов.

Важное место в обсуждении участников вопроса о критически важной Интернет-инфраструктуре заняла проблема перехода с IPv4 к IPv6. Несмотря на то что такие страны, как США, Индия, Япония, Корея и некоторые европейские страны, переходят с одного протокола на другой, этот вопрос является дискуссионным и часто вызывает множество претензий и споров. Разные специалисты говорят о том, что такой переход на другой протокол является исключительно затратным мероприятием, не имеющим никаких бизнес-преимуществ для оказания услуг пользователям. Кроме того, еще одним препятствием для повсеместного введения IPv6 является отсутствие единых стандартов и регламентов. В итоге некоторые эксперты высказали точку зрения, что процесс окончательного перехода на IPv6 не наступит никогда и одновременно будут сосуществовать оба протокола — IPv6 и IPv4. Представитель Министерства телекоммуникаций Японии сообщил, в свою очередь, что в их планах сделать IPv6 общим единым стандартом для японских пользователей и компаний к 2010 году.

Много внимания участников было уделено вопросам развития Интернета и развития законодательства об Интернет-отношениях в следующем году. Большинством было признано, что в некоторых странах Интернет часто рассматривается как политический инструмент, поэтому в этих странах вводятся значительные ограничения на Интернет, включая диспропорциональное уменьшение анонимности пользователей и ограничения по контенту. Наиболее открытый Интернет в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Asia Pacific), исключая Китай.

Что касается вопросов законодательства в области Интернета на ближайший период, то наиболее актуальные области регулирования сильно отличаются от степени развитости Интернета в стране и уже существующего законодательства. Например, в США, где Интернет-право сильно развито, актуальными проблемами регулирования в ближайшее время будут являться электронная банковская деятельность (e-banking), электронные системы обеспечения поставок (e-shipping), дальнейшее совершенствование вопросов электронной торговли и электронных сделок. Кроме того, для всех стран в ближайшее время будет актуальным приведение в соответствие своей нормативной базы для нужд введения и использования IDN.

Более подробная информация о форуме ООН по вопросам управления Интернетом и истории его создания доступна на веб-сайте www.intgovforum.org

.
Предыдущая новость Следующая новость