Комментарий Директора Координационного центра национального домена сети Интернет Андрея Колесникова по поводу процесса резервирования доменных имен в зоне .РФ

22.12.2009

В связи с повышенным интересом СМИ к процессу резервирования доменных имен в зоне .РФ хотелось бы пояснить, участвуют ли в этом процессе киберсквоттеры и как их участие может повлиять на процесс запуска доменной зоны РФ.

Миссия Координационного центра заключается в обеспечении устойчивого развития доменных зон России и создании условий для соблюдения относительной «чистоты» доменной зоны перед ее запуском. Поэтому целью процесса приоритетного резервирования в первую очередь является предоставление законным владельцам товарных знаков, а также государству приоритетных прав в регистрации доменов: именно для этого Координационный центр специально выделил 4 месяца перед началом работы доменной зоны .РФ.

В настоящее время предусмотрен приоритет для владельцев товарных знаков с использованием кириллицы в «прописном» варианте. Также начал работать Комитет по совершенствованию Правил регистрации доменных имен, одной из задач которого является расширение области приоритета для владельцев товарных знаков с использованием латиницы и графических изображений.

Киберсквоттинг (Википедия) - приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний, или просто с «дорогими» названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами.

Российский киберсквоттер – это, как правило, частное лицо, оперирующее наличными деньгами в пределах бюджета «купить по 1000 рублей, продать по 3000 рублей». Использование термина «киберсквоттер» в применении к резервированию доменных имен с предъявлением свидетельства Роспатента на товарный знак является абсурдным с точки зрения простой арифметики и здравого смысла. Во-первых, для того, чтобы зарезервировать домен, нужно быть юридическим лицом. Во-вторых, нужно обладать свидетельством Роспатента, получение которого требует как финансовых, так и административных затрат. В-третьих, цены на домены в зоне .РФ на вторичном рынке не существует - так же, как не существует и предварительной оценки спроса на домены в зоне .РФ. Киберсквоттеры появятся в процессе регистрации доменных имен в .РФ только в тот момент, когда, во-первых, домен будет работать, а во-вторых, цена на регистрацию домена упадет ниже 1000 рублей. Учитывая богатство русского языка и ограничения в написании доменов на латинице, поле для креатива киберсквоттеров будет широким. Но рынок киберсквоттинга всегда ограничен реальным спросом на доменные имена в той или иной доменной зоне и киберсквоттеров не бывает больше, чем продиктовано рынком.

Что касается феномена активного резервирования доменов в зоне .РФ по свидетельствам на товарные знаки, то этот процесс нельзя рассматривать с точки зрения доменного имени. Основным активом владельцев товарных знаков является собственно товарный знак, а созвучный домен является фактором, повышающим стоимость этого товарного знака. Рынок торговых знаков существует вне зависимости от нашего желания запустить новый домен .РФ, и рынок этот живет по своим законам. Продаются и покупаются «горячие товарные знаки», а домены к ним идут довеском. Рынок патентов работает в России с середины 90-х годов. Запуск приоритетного резервирования доменов в зоне .РФ, безусловно, прибавил активности этому рынку, с этим трудно спорить. Но домены в этой ситуации вторичны.

Кроме того, история Рунета не знает примеров крупных сделок по перепродаже доменов в зоне .RU. На моей памяти были несколько сделок в пределах 10 тысяч долларов США, но речь всегда шла о приобретении доменных имен для реального и достаточно крупного бизнеса. И нет никаких оснований утверждать, что внезапно цена доменного имени в зоне .РФ вырастет в десятки и сотни раз.

На сегодняшний день уже очевидно, что так называемые «общеупотребительные слова» будут занимать не более 12 - 14% от общего объема зарезервированных по товарным знакам доменов. А «горячие слова» (секс, футбол, спорт, и т.д.) займут не более 2-3% от всех обработанных заявок. Это дает нам основание утверждать, что вместе с необходимым расширением области приоритета для владельцев товарных знаков, содержащих графические элементы и латиницу, мы достигнем поставленной цели приоритетного резервирования.

На момент написания статьи (17 декабря 2009 года) в базе данных насчитывается 4600 заявок на домены по товарным знакам.